«Работа над этюдами – это самая что ни на есть высшая школа. Этюды нужны и как источник изучения природы, и как необходимые постоянные упражнения, развивающие глазомер, укрепляющие твердость руки, дающие уверенность в работе. Поэтому обучение изображению пейзажа является одной из существенных задач и важным этапом подготовки будущего художника» — утверждал художник Аркадий Пластов.
Открытый урок на тему «Пейзаж – настроение» 19 декабря, провела Вера Львовна Беспалова у юных художников в 3 классе. Это цикл занятий на основе пленэрных зарисовок и этюдов местного пейзажа с изображением озера, реки или иного водоема со стеной леса или с сельскими постройками на дальнем берегу, на фоне гор и т.п. Целью открытого урока был поиск цветового решения эскиза к итоговой композиции «Пейзаж – настроение».
Перед учащимися были поставлены следующие учебные задачи: применить основные правила передачи световоздушной перспективы; передать плановость в пейзаже и изменение цвета в зависимости от расстояния в глубину, используя различное время дня и природные явления (восход, закат, пасмурно, солнечно и т.п.); передать цветом эмоциональное состояние — настроение в пейзаже (грусть, нежность, покой, тревогу, восторг, радость и т.п.) опираясь на тоновое решение эскиза, выполненного на предыдущем занятии.
Открытый урок прошел в обоюдном общении преподавателя с учащимися на фоне наглядных таблиц и репродукций с изображением световоздушной перспективы в пейзажах И. Левитана. На протяжении всего урока шла индивидуальная работа с учениками и контроль за соблюдением последовательности этапов работы. В промежуточных просмотрах шел сравнительный анализ и даны индивидуальные рекомендации каждому учащемуся для завершения цветового решения эскиза на данном этапе творческого процесса.
В.Л.Беспалова, преподаватель